?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
В. Набоков "Камера Обскура". Эссе
katyaardi
Главный герой - человек духовно закрепощенный, спящий, инертный. Он - якобы знаток и ценитель живописи, работ гениев мирового искусства, - всю жизнь при этом считал, что красота для него - НЕДОСТУПНА. Но вся проблема в том, что ему недоступен глубинный, более сложный, уровень - духовный опыт. Поэтому его прельщает поверхностный слой. В начале истории мы четко видим, что именно поверхностным впечатлением – внешней красотой он был захвачен. Именно потому, что он сам не ассоциирует себя и свою жизнь, свою семью с истинной красотой, полнотой жизни (будучи при этом взрослым мужчиной, а не подростком), с ним судьба обращается именно так. Она запросто заманивает его как на крючок - его глаза и душа полностью зашорены внешней красотой (не личностью) Магды, за которой он не видит истины, смысла, гнилого дна и злого замысла.

И страшно еще то, что обыкновенно зрелые люди, в которых живут совесть и человеческие ценности, задают сами себе вопросы, если их жизнь кажется им не полной. Они пытаются найти корень и выход, тратят на саморефлексию душевные силы и время. В случае Кречмара - его слабые волнения совести - это очередное подтверждение инертной натуры. Он как бы испытывает угрызения совести за пошлые мысли и сны - а почему эти сны снятся? Он не чувствует себя счастливым - а почему? Он осознает, что жена ему неинтересна - а почему не интересна? Почему это можно было допустить, что эта женщина стала женой, избранной, этого мужчины? На этот вопрос (но на самом деле это относится ко всем вопросам о личности Кречмара) Набоков отвечает, потому что "как-то так вышло"! В данном случае его инертность, лень и безответственность не только за свою жизнь, но и жизнь родных, приводит к непоправимым ситуациям - как итог, его самого к гибели.

Когда Кречмар уходит из семьи, он пишет письмо своей жене - чтобы извиниться, чтобы как бы как положено. Мы наблюдаем сцену душевных терзаний и слез. И чем более ярко описаны эти переживания по разбитому семейному счастью, тем более четко понимаешь, какой иллюзией была для Кречмара эта самая семья. Он извиняется, потому что не хватает душевных сил признать, что он сам совершил шаг в сторону. Он извиняется, чтобы оправдаться перед собой, чтобы думать о себе самом в своих представлениях немного лучше - не важно, что по факту письмо ничего не меняет, что слова и терзания фальшивые и не подкрепляются действием. Кречмар продолжает жить с Магдой и погружается в новую жизнь с головой.

Дальше остается просто наблюдать, в какие сроки и как виртуозно его закрутит, задушит и погубит эта стихия. Слово «стихия» здесь полностью отражает ту жизненную силу и напор намерений, которые подавили Кречмара.

Роман позволяет понять, что Зло и Добро - категории, наделенные субъективной оценкой человека через знаки "+" и "-", по законам Вселенной (в реальности, а не так, как кому-то хотелось думать) объективно. Зло объективно существует, растет и крепнет по законам живого организма. Как материя, как род энергии. Жизнь непредвзята и беспристрастна к этой энергии, как к объективному факту. В романе успешно реализуется со всей полнотой своего замысла зло, если оценивать субъективно. И ждать "справедливого" разоблачения не приходится. Спустя время осознаешь, что развязка и последствия действий героев ОЧЕНЬ справедливы, очень закономерны, сполна заслуженны - объективны. Замыслы Магды и Горна - это энергия, сильная и таранящая, не замечающая преград. И их действия представляют мощную силу, несут в себе тот самый согласованный энергетический поток, который и реализуется. Главная причина этому сценарию состоит в том, что их действия и их жизнь в своем направлении энергии объективно талантливые, убедительные, живые и сильные. По-другому не могло быть: другой стороне - вялой и инертной - нечего противопоставить этому сбивающему потоку энергии. Кречмар, по сравнению с Магдой и Горном, внутренне, духовно слаб и пуст.

Жизнь Кречмара разрушена не потому, что он безобразно плохой человек и совершил много ужасных поступков, заслуживающих наказания. Заслуживает этого его инертная сущность, подавленная несгибаемым жизнелюбием и движением напролом.